Возможности безграничны!

Оставить заявку

Главная / Артем Ключевский

Артем Ключевский

Семья Ключевских.

Каждый день – как маленький подвиг.

Наш фонд имел удовольствие познакомиться с семьей Ключевских в ходе конкурса искусств «Особые таланты». Артем Ключевский стал лауреатом гран-при по вокалу, у этого юноши прекрасный баритон. После конкурса мы еще не раз общались с Артемом и его семьей: мамой Натальей и старшим братом Дмитрием.

У Артема врожденные проблемы со зрением, у старшего брата такие же. Их зрение считается «остаточным». В Тамбове, где живут Ключевские, не было специализированного садика для слабовидящих детей. Был только загородный на условиях пятидневного пребывания, и семья не захотела отдавать туда ребенка. Он стал ходить в обычный детский сад, где не было никаких особых условий или оборудования. Туда же раньше ходил и старший брат Дима. Но были воспитатели, готовые принять мальчика, и был большой труд родителей, которые убеждали персонал детсада, что его не надо водить за ручку и специально за ним присматривать. Все вместе они преодолели осторожное и опасливое отношение специалистов к особенному ребенку.

Артем в полной мере участвовал в жизни садика, играл в утренниках и спектаклях. Благодаря своей прекрасной памяти мог выступить за любого персонажа, заменял заболевших или стушевавшихся детей, помнил наизусть все роли. Танцевал и пел со всей группой. Мама комментирует, что в этом деле родители и педагоги лично играют главную роль. Инклюзия как система пока не отработана, у педагогов нет стажировок, нет специальных знаний по воспитанию и обучению детей с особыми потребностями.

По этой причине и школу выбирали не по программе или по методикам, а по учителям. То есть искали такую школу, где по опыту известно, что есть такие учителя, которые возьмутся учить особенного ребенка. Ни разу за все годы учебы Артему не предоставлялись учебники с крупным шрифтом (Брайлем он не пользуется), на его парте не было компьютера, в классе не было интерактивных досок. До 7 класса включительно Артем учился вместе со всеми. Проблему учебников семья решает самостоятельно: папа начитывает учебники на диктофон. Всю технику для звукозаписи и воспроизведения звука они покупают сами. Используют также ксерокс с увеличением. В основном все учебные материалы воспринимаются на слух.

Начиная с 8 класса у Артема комбинированный способ обучения: часть уроков проходит на дому, часть по скайпу, часть в школе, куда мальчик ездит сам, его никто не провожает. После школьной реформы школа разделилась на несколько корпусов, находящихся не на одной территории, а далеко друг от друга, и мама считает это неудобным. «Разорванный» рабочий день тоже не очень удобен: занятия идут до самого вечера, а ведь надо еще и уроки учить! Учителя, которые ведут занятия по скайпу, прекрасные, семья очень довольна. Компьютер, сканер и принтер были предоставлены социальной службой, но они очень старенькие и не дают необходимой скорости. В этом году обещают, наконец, комплект книг. Но на сегодня его нет. В сентябре 2018 г. Артем идет в 9й класс, и эго ожидают экзамены.

Петь Артем начал с середины второго класса, когда в школу дважды в неделю стал приходить педагог вокала из Центра дополнительного образования. Это было очень удобно – не нужно было перемещаться никуда из школы. Артема протестировали и стали обучать пению, у него был хороший голос в детстве, остается и сейчас, в период возрастных изменений. Артем много выступал: на заводе, в Музее боевой славы, на городских мероприятиях в честь Дня победы, Нового года, его повсюду приглашали через Центр дополнительного образования. В конкурсах он  тожеучаствует с детства. Например, конкурс The Bestпроводился непосредственно в Тамбове, Артем занял сходу второе место, и позднее участвовал в этом состязаниинесколько раз. Постепенно семья пришла к мысли, что надо поступать в музыкальную школу, и с 8го класса Артем снова пошел учиться. Это обычная городская музыкалка, педагог замечательный, который отнесся с пониманием к ситуации, занимается с Артемом практически индивидуально, чтобы он не сидел с малышами-первоклашками. Как и в случае с детским садом и школой, все держится на личной инициативе педагогов. Никакой специальной системы, методик, условий нет: их создают своим трудом родители и учителя. Все дидактические материалы нужно «увеличивать», ноты увеличивают при помощи компьютера или копирования с увеличением. Артем занимается вокалом, фортепиано и сольфеджио – все как у всех, но ему гораздо труднее. К счастью, интеллект, прекрасная память и навыки обучения на слух спасают ситуацию.

Обучение в музыкальной школе планируется продолжать, как и участие в конкурсах. Уже звонили из Парафеста, который пройдет в Костроме и Чебоксарах. «Приятно, что есть такие фонда, как ваш, которые стараются помогать и морально поддерживать, выводят в свет. Ведь ограничения по здоровью не говорят о том, что эти дети хуже других».

Семью заботит будущее Артема. Например, по словам мамы, ей бы не хотелось, чтобы сыновья трудились на учебно-производственных предприятиях для слабовидящих, да и то, говорят, они все позакрывались. Например, старший сын Дмитрий окончил Журфак МГУ, причем с красным дипломом. Артему встретились в жизни хорошие учителя, но в массе своей педагоги не сторонники того, чтобы заниматься с особенными детьми – а ведь это так важно для настроя всего общества, других детей, развивать доброту, воспитывать желанность всех детей, навык сострадания – ведь он потом переносится и на своих близких. Педагогам часто не хватаем специальных знаний, инклюзия в городе в основном на бумаге. Мама глубоко возмущается, когда видит признаки отношения к своим сыновьям как ко «второму сорту», и родители в целом против каких-либо щадящих условий. Например, на сегодня Артем может сделать выбор: сдавать 2 экзамена после 9 класса в облегченном варианте или сдавать 4 на общих основаниях. Семья решила: никаких поблажек! Ведь в дальнейшем жизнь поблажек давать не будет. «Никто никому ничего не обещал».

Дальнейшее обучение и трудоустройство тоже вызывают тревогу: в городе нет специализированных учебных заведений профессионального образования для слабовидящих. Родителям известно о медицинских училищах в Ульяновске и Кисловодске, где можно обучиться массажу. Но это переезд подростка в другой город, в то время как вся семья живет в Тамбове – и это проблема.

Много и других трудностей, с которыми ежедневно борется семья. К примеру, Артему нужны очень сложные очки, которые стоят от 30 тыс. руб. А если хочется, чтобы линзы были легкие – то и все 50. Вот и не знаешь, на что копить: на очки или на новый приличный компьютер.

Одним словом, жизнь семьи с особенными детьми очень непроста, но они борются, собираются учиться дальше и музыке, и в школе, и в вузе. Тема в детстве мечтал стать кинологом, теперь мечтает работать в Следственном комитете. Бороться с преступностью…